по рахяснению Послания

МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

по Посланию Президента РК  Н.А.Назарбаева народу Казахстана

Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс

состоявшегося государства

Главным политическим событием уходящего года стало Послание Президента РК Н.А.Назарбаева «Стратегия Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства».

В своем Послании Глава Государства подводит основные итоги становления  Независимости, излагает свое видение развития мировых процессов, а также определяет задачи на дальнейшее процветание нашей страны.

Отличительной чертой данного Послания является то, что оно представляет собой масштабную программу на длительную историческую перспективу. В связи с этим было принято решение об организации данного материала с целью разъяснения и доведения положений Послания.

Десять глобальных вызовов ХХI века

Первый вызов - ускорение исторического времени.

Второй вызов - глобальный демографический дисбаланс.

Третий вызов - угроза глобальной продовольственной безопасности. Уже сегодня в мире десятки миллионов людей голодают, около миллиарда человек на постоянной основе испытывают нехватку в пище. Без революционных изменений в производстве продуктов питания эти страшные цифры будут только расти. Для нас в этом вызове кроются огромные возможности. Критериями продовольственной безопасности являются производство 75-80% общего объема основных видов продовольствия за счет отечественных товаропроизводителей.

Четвертый вызов - острый дефицит воды.

За последние 60 лет на планете потребление питьевой воды возросло в 8 раз. К середине столетия многие страны будут вынуждены импортировать воду.  Уже к 2025 году практически 50 стран, где общее число населения составляет 3 млрд. человек, столкнутся с дефицитом воды.

Проблема водообеспечения остро стоит и в нашей стране. Нам не хватает качественной питьевой воды. Целый ряд регионов испытывает в ней острую потребность. Некачественная питьевая вода – это проблема для всего мира. По данным Организации объединенных наций, до 80% всех болезней в той или иной степени связаны с употреблением некачественной питьевой воды. В Казахстане проблемными считаются реки Тобол, Ишим, Иртыш, Или, Чу, Талас, Сырдарья. Особенность проблем, обозначенных вокруг этих рек, объясняется их трансграничностью. Существующие на сегодняшний день соглашения и протоколы по использованию водных ресурсов трансграничных рек (по реке Сырдарья, по рекам Шу и Талас, по рекам Или и Иртыш, Тобол и Урал,) к сожалению, не решают всех проблем. Проблема Казахстана в том, что из 8 бассейнов 7 являются трансграничными, в 6 бассейнах сток поступает из сопредельных государств.

Это касается рек Иртыш, Урал, Тобол, Ишим, Или, Чу, Талас, Сырдарьи. В течении нескольких лет депутатами Западного региона поднимается вопрос и ведется большая последовательная работа в содружестве с учеными, общественностью, представителями власти, партии «Нур Отан» по решению накопившегося комплекса экологических проблем и возникшей катастрофической угрозе потери водности, богатства и разнообразия живого и растительного мира бассейна реки Урал, его притоков и долины.

Пятый вызов - глобальная энергетическая безопасность.

Шестой вызов - исчерпаемость природных ресурсов.

Седьмой вызов - Третья индустриальная революция.

Восьмой вызов - нарастающая социальная нестабильность.

Девятый вызов - кризис ценностей нашей цивилизации.

Десятый вызов - угроза новой мировой дестабилизации.

Основные направления «СТРАТЕГИИ «КАЗАХСТАН - 2050»

(касающийся водной отрасли)

Необходима масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию. Казахстан входит в десятку крупнейших стран мира по индексу землеобеспеченности. На одного жителя приходится 17 га земли, из них 1,5 га пашни.

Для того чтобы стать лидером мирового продовольственного рынка и нарастить сельскохозяйственное производство, нам необходимо:

Увеличить посевные площади.

Обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий.

Мы имеем большой потенциал для создания кормовой базы животноводства мирового уровня.

Мы должны создать национальные конкурентоспособные бренды с акцентом на экологичность. Агропромышленный комплекс должен стать глобальным игроком в области экологически чистого производства.

Результатом принятых мер должно стать увеличение к 2050 году доли продукции сельского хозяйства в ВВП страны в 5 раз.

Необходимо выработать новую политику в отношении водных ресурсов нашей страны.

Для сельскохозяйственных нужд нам нужны колоссальные объемы воды. В связи с этим мы должны:

· Тщательно изучить передовой опыт решения проблем водообеспечения в других странах, например, в Австралии, и использовать его в наших условиях.

· Внедрять самые передовые технологии добычи и рачительного использования подземных вод, запасы которых у нас значительны.

· В агропромышленном секторе комплексно перейти на влагосберегающие технологии.

Необходимо в целом изменить мышление нашего общества. Мы должны перестать транжирить воду – наше одно из самых драгоценных природных  богатств.

К 2050 году Казахстан должен раз и навсегда решить проблему водообеспечения.

Правительство приступила к разработке долгосрочной государственной программы по воде, в которой последовательно, на первом этапе, к 2020 году призван решить проблему обеспечения населения питьевой водой, на втором, к 2040-му – орошения.

Для сельскохозяйственных нужд нам нужны колоссальные объемы воды. К 2050 году Казахстану необходимо окончательно решить проблему водообеспечения.

Меры по реализации Послания

Учитывая, что из всего объема стока рек (100,5 км3), практически половина (44 км3) поступает в Казахстан по трансграничным рекам, к одной из первоочередных задач для Комитета по водным ресурсам является –  урегулирование взаимоотношений с соседними странами по использованию и охране трансграничных рек.

Узбекистан. После встречи Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. с Президентом Узбекистана Каримовым И.А., Правительство Республики Узбекистан дало конкретное поручение соответствующим государственным органам о подготовке 2-х стороннего соглашения. Это нам очень необходимо т.к. на сегодня мы из-за отсутствия такого соглашения получаем воду по остаточному принципу.

Таджикистан. Есть необходимость подписания аналогичного соглашения по Кайракумскому водохранилищу. Мы от Таджикистана зависимы по воде, а у них очень много моментов когда они обращаются с просьбой к нам. Используя эти аргументы можно подписать справедливое 2-х стороннее соглашение.

Кыргызстан. Таким же образом нужно подписать соглашение по Нарынскому каскаду ГЭС.

Россия. Несмотря на наличие соглашения по воде с нашим северным соседом, пропорции по делению стока трансграничных рек, действующие практически с советских времен, не в нашу пользу. Деление в соответствии с международными нормами трансграничного стока с РФ в пропорции 50/50 позволит получить дополнительно 4-5 км3 воды. В том числе по р. Кигич (дельтовый рукав р. Волга) 100 м3/с, что позволит освоить в этом регионе 100 тыс. га новых орошаемых земель.

Китай. Итогом работы совместной казахстанско-китайской комиссии по использованию и охране трансграничных рек является совместное исследование водных ресурсов стока трансграничных рек. По завершению в 2014 году данной работы планируется подписание соглашение по вододелению, ориентировочно 2015-2016 годы.

До подписания соглашения по вододелению считаем целесообразным форсировать освоение площадей регулярного орошения подвешенных к трансграничному стоку с КНР. Это будет весомым аргументом в соблюдении справедливых пропорций по вододелению.

Использование водных ресурсов внутри страны

За истекший десятилетний период наблюдается достаточно заметный рост экономики в стране, однако, существенного роста объемов водопотребления не наблюдается. Это связано с более рациональным использованием воды в технологическом цикле промышленного производства и отсутствием динамики увеличения использования орошаемых площадей.

В настоящее время имеющиеся водные ресурсы удовлетворяют практически все потребности отраслей экономики, за исключением экологических потребностей окружающей среды в отдельных регионах в маловодные годы.

Вместе с тем, в Послании отмечено, что форсированное развитие сельскохозяйственного производства потребует значительных объемов водных ресурсов и это подтверждает наш опыт работы в 2012 году.

Орошаемые земли являются золотым фондом любого государства. Ранее, в Казахстане с поливных площадей, составляющих около 5% от всей пашни республики, получали более 30% всей продукции земледелия в стоимостном  выражении. В настоящее время этот показатель составляет не более - 5%. Максимальное водопотребление наблюдалось в начале 1990-х годов. Так ежегодно направлялось 20 - 23 км3 воды на орошение 2,1 млн.га, при этом общая площадь орошаемых земель составляла более 2,3 млн.га. На 1 января 2013 года орошаемые площади по республике составляют - 1,3 млн. га. Тогда как сопредельные государства увеличили орошаемые земли Республика Узбекистан на 100 тыс.га, Таджикистан на 8 тыс. га, Туркменистан на 600 тыс.га.

Основными причинами уменьшения площадей и снижения продуктивности орошаемых земель в республике являются ухудшение технического уровня гидротехнических сооружений и гидромелиоративных систем,  дефицит водных ресурсов и усиления деградационных процессов на орошаемых землях.

В настоящее время анализ продуктивности сельхозкультур  показывает, что 1 гектар неполивных земель в среднем дает урожай на сумму порядка 250-300 долларов США. Тогда как 1 гектар орошаемых земель, в зависимости от возделываемых сельскохозяйственных культур, составляет в среднем 6000 долларов США.

В этой связи мероприятия предусматривающие развитие орошаемого земледелия путем реконструкции и восстановления  гидромелиоративных систем позволят ввести в оборот  650,0 тыс.га неиспользуемых в настоящее время орошаемых земель. Кроме того, увеличение КПД (до 0,7-0,8 %) на оросительных системах и снижение водозабора на орошение до 5 - 7 тыс. м3/га с учетом внедрения современных прогрессивных технологий и технических средств по водосбережению на орошаемых массивах позволит  дополнительно увеличить площади орошаемых земель до 3,5 млн. га, без значительного увеличения водозабора из природных водных объектов. Это позволит к 2040 году войти Республике Казахстан в десятку стран мира по площади орошаемых земель.

Кроме того для развития животноводства в республике, в целях увеличения роста экспорта мясной продукции необходимо создание гарантированной кормовой базы путем восстановления водопойных сооружений на пастбищах и гидротехнических сооружениях на землях лиманного орошения.

Для этого необходимо восстановление гидротехнических сооружений на землях лиманного орошения на площади более 800,0 тыс. га, более 21 тысячи водопойных сооружений (скважины, колодцы, каптажные сооружения) на площади 108,0 млн.га. отгонных пастбищ.

Проведенный анализ сильных и слабых сторон реализации «Питьевая вода» на 2002-2010 годы и за 2011-2012 годы (далее – Программа) показал, что основным фактором, негативно влияющим на достижение целевых индикаторов Программы, является раздробленность функций по ее реализации.

Так, Заказчиком работ по осуществлению разведки (переоценке) подземных вод является Комитет геологии и недропользования МИНТ РК, строительство водопроводов за пределами населенных пунктов осуществляет Комитет водных ресурсов, строительство водопроводов в пределах населенных пунктов – акиматы (трансферты через АДСиЖКХ), последующую эксплуатацию – коммунальные предприятия.

Кроме того, к основным причинам, повлиявших на несвоевременную реализацию намеченных мероприятий явились:

- отсутствие разведданных по запасам подземных вод, отставание от графика производства строительных работ по доразведке запасов подземных источников воды;

- некачественное проектирование, применение завышенных расценок при проектировании, и как следствие, увеличение нормативных сроков строительства, которые влекут за собой удорожание в целом проектов;

- некачественное проведение СМР;

- отсутствие специализированных эксплуатирующих предприятий и/или их недостаточное материально-техническое оснащение, недостаточное оснащение кадровым потенциалом;

- невозможность использования кадрового и материально-технического потенциала РГП «Казводхоз» на местах.

В этой связи предлагается определить единый государственный орган занимающийся всеми вопросами водообеспечения.

При этом предлагается определение единого оператора в лице РГП “Казводхоз” в части ведения работ по водоснабжению и водоотведению сельских населенных пунктов (строительство и реконструкция групповых водоводов, систем сельского ВиВ, и других водохозяйственных объектов).

Для комплексного решения водообеспечения сельских населенных пунктов, необходимо предоставление РГП «Казводхоз» прав для ведения следующих работ:

а) проектирование систем водоснабжения СНП;

б) разведка, добыча и переоценка подземных вод;

в) строительство разводящих сетей в сельских населенных пунктах и групповых водоводов, и других водохозяйственных объектов.

Необходимо законодательно определить РГП «Казводхоз» специализированной водохозяйственной организацией, осуществляющей функции по реконструкции, строительству разводящих сетей сельских населенных пунктов и групповых водоводов и определение РГП «Казводхоз» генеральным подрядчиком.

Помимо повышения качества строительства, это сэкономит в среднем от 10 до 15% бюджетных средств за счет централизованного и оперативного закупа строительных материалов и оборудования у непосредственных производителей, в том числе и материалов для производства труб, для последующего предоставления их заводам изготовителям, что также значительно снижает себестоимость продукции, тем самым обеспечив оперативность и гарантированное качество материалов и максимальное применение «казахстанского содержания».

Кроме того, это позволит централизованно вести весь комплекс работ и при необходимости произвести переброску (мобилизация) специалистов и оборудования с одного объекта на другой без ущерба всему комплексу строительства.

При этом все объекты строительства и реконструкции будут одногодичными.

Для справки: РГП «Казводхоз» создано на базе бывших 19 РГП по водному хозяйству на праве хозведения, предприятие имеет филиалы в каждой области Казахстана (всего 19 филиалов). Штатная численность составляет 7 285 человек.

Деятельность предприятия заключается в эксплуатации водных объектов, водохозяйственных сооружений, находящихся в республиканской собственности.

На балансе Предприятия находятся 73 водохранилища, 71 гидроузел, 21 плотина, 23 групповых водопроводов, 163 магистральных канала, 48 межхозканалов, 41 коллекторов, 42 водохозяйственных объектов (кроме выше перечисленных объектов).

Предприятие имеет в наличии 1 267 единиц техники, в том числе: грузовых автомобилей – 185 шт., автокранов – 50 шт., тракторов – 141 шт., бульдозеров – 83 шт., экскаваторов – 128 шт., земснарядов – 1 шт., легковых автомобилей – 290 шт, а также другая техника.

д) эксплуатация объектов питьевого водоснабжения.

Вновь построенные водопроводные сети в течение 3-5 лет будут эксплуатироваться филиалами РГП «Казводхоз» и по истечению этого периода объекты будут передаваться в коммунальную собственность местных органов в идеальном состоянии. В этом случае вместе с водопроводами будет передаваться необходимые технические средства.

Это потребуют внесения дополнений в Водный кодекс в части введения понятия «специализированная водохозяйственная организация».

В 2012 году в Комитете по водным ресурсам проведена конкретная работа по эффективному использованию бюджетных средств, выделенных на реконструкцию и строительство гидротехнических сооружений, и объектов питьевого водоснабжения.

По результатам проведенных работ в ходе обсуждения с участием районных и сельских акимов и других представителей местных исполнительных органов, эксплуатирующих организаций и специалистов, Комитетом проведен анализ стоимости проектов по 21 объектам реализуемых до 2020 года. В результате стоимость инвестиционных проектов оптимизирована и снижена с 406,27 млрд. тенге до 84,09 млрд. тенге.

Изучив мировой опыт (Израиль) и учитывая опыт предыдущих лет, в 2012 году Комитетом в пилотном режиме проведена реализация оптимизированных проектов по капитальному ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений и групповых водопроводов по 18 объектам, находящихся в республиканской собственности, на общую сумму 19,7 млрд. тенге. Реализация этих проектов выполнена путем передачи подрядных работ без применения норм государственных закупок подведомственной организации - РГП «Казводхоз». Это позволило по итогам проведенных работ сэкономить 6,65 млрд. тенге бюджетных средств, и более чем в 3 раза сократить сроки строительства, обеспечить высокое качество строительных работ.

Такой подход позволил проводить централизованный закуп основных строительных материалов за счет аккумулирования финансовых средств у одного оператора в лице РГП «Казводхоз», тем самым достигнуть более эффективного использования выделенных средств, и значительно сократить нормативные сроки строительства.

За счет средств хозяйственной деятельности РГП «Казводхоз» по согласованию с акимами областей и районов, и другими представителями местных исполнительных органов, а также с депутатами Парламента Республики Казахстан (по регионам) начата реализация 50 проектов по разработке проектно-сметной документации, реконструкции и строительству водохозяйственных объектов, в том числе:

- по разработке ПСД реконструкции водохранилища «Кызылагаш» в Алматинской области;

- -закуп плавучих насосных станций для 5 оросительно-обводнительных систем в Атырауской области;

- разработка ПСД по реконструкции Кирово-Чижинского канала для переброски воды из Урало-Кушумской системы в р. Большой Узень в районе с.Акпатер в ЗКО, 2-й этап;

- разработка ТЭО и ПСД проекта «Машинная водоподача из р.Сырдарья по подпитке Туркестанского МК для улучшения водообеспеченности орошаемых земель Туркестанского и Отырарского районов ЮКО» и т.д.

По результатам окончания финансового года, все расчеты по оптимизации подтвердились.

Законодательное обеспечение.

Для успешной и своевременной реализации стратегической задачи по решению вопросов водообеспечения в стране, проектирование, строительство, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт водохозяйственных сооружений, а также ведомственных гидропостов (для оперативного управления водными ресурсами) передать в РГП «Казводхоз»;

Развитие орошаемого земледелия предполагает восстановление ранее используемых орошаемых земель и освоение новых. Учитывая острый дефицит трудовых ресурсов в некоторых регионах, следует запланировать меры по оказанию государственной поддержки по переселению необходимого количества населения из регионов с более высокой плотностью проживания. Для широкого применения практики использования в сельскохозяйственной производстве сезонной рабочей силы следует упростить миграционный порядок использования иностранной рабочей силы.

Для полноценной работы РГП «Казводхоз» потребуются внесения изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты:

1) Водный кодекс в части введения понятия «специализированная водохозяйственная организация»;

2) Закон РК «О государственном имуществе» в части дополнения деятельности государственных предприятий функцией по разведке, добыче и переоценке подземных вод, а также по проектированию, реконструкции и строительству водохозяйственных систем и сооружений;

3) Закон РК «О государственных закупках» в части дополнения случаев осуществления госзакупок без применения норм в случае приобретения услуг у специализированной водохозяйственной организации.

Единое управление водным фондом, как поверхностными, так и подземными водами (предполагает передачу функций по выдаче контрактов на использование подземных вод объемом более 2000 тыс. м3/сутки).

Создание при Комитете научно-исследовательского института по водным проблемам.

Кемел М. 741883